Версия // Общество // Рустам Минниханов вынужден был признать, что в школах Татарстана нарушали права учеников при изучении языков

Рустам Минниханов вынужден был признать, что в школах Татарстана нарушали права учеников при изучении языков

5889

Язык дотянулся


http://president.tatar.ru/
В разделе

Чем ближе в Татарстане новый учебный год, тем больше в республике говорят на болезненную тему изучения национальных языков. Самая главная интрига — какой процент учеников выберет татарский как родной. А тут еще Рустам Минниханов вдруг абстрактно заговорил о нарушениях, о которых раньше вообще молчал.

Многие татарстанские школы на местах занимались перегибами и откровенно нарушали права учеников при изучении языков. Это вынужден был признать глава республики Рустам Минниханов, который выступил сегодня на августовском педагогическом совещании региона. При этом чиновник высказался очень аккуратно, избегая конкретики, чтобы никого не задеть. Но, в первую очередь, он беспокоился о себе, чтобы со стороны татарстанцев на него не посыпались гневные отзывы.

Напомним, в начале августа Президент России Владимир Путин подписан скандальный законопроект о языках, который в национальных регионах, в том числе и Татарстане, воспринимали в штыки. Позже официальные власти нацреспублик документ поддержали, хотя общественность выступала против. Закон Госдума приняла 25 июля, а спустя три дня он получил одобрение в Совете Федерации. В законе отмечается, что предмет «родной язык» остается обязательным в школьной программе. Но при этом каждый школьник (по заявлению родителей) может выбрать, какой язык именно для него родной: русский, татарский или иной.

Раньше татарский в школах республики был обязательным для всех и права выбора ни у кого не было. Осенние проверки прокуратуры Татарстана в 2017 году подтвердили, что это нарушение и тогда школьную программу в срочном порядке временно переверстали. Об этих ли нарушениях говорил сегодня Минниханов, неизвестно. Но тот факт, что перегибы были, они признал.

«Длительное время не решался ряд вопросов. Это в том числе и наше упущение. Никто за нас их не будет решать. Рядом школ были проигнорированы конституционные права граждан на изучение родных языков. Выбранные учебные планы не позволили реализовать соответствующие потребности. Муниципальные образования как учредители школ тоже не уделили должного внимания этому вопросу. Перед системой образования это ставит особые задачи. Важно, чтобы учебные планы и программы учитывали, с одной стороны, обязательность изучения родного языка, с другой — особенности контингента обучающихся. Эти направления требуют от каждой школы весьма тонкой работы с родителями, они же определяют языки», — заявил глава республики.

При этом Минниханов «поделился ответственностью» с муниципальными властями и самим школами, хотя в действительности спрос за все нарушения нужно держать с властей Татарстана и его руководителя в первую очередь. Школы никогда не были самостоятельны в этих вопросах и всегда строго следовали приказам Минобрнауки РТ, эта вертикаль власти одна из самых жестких. Директоры школ в страхе за свое место вряд ли станут когда-либо заниматься самодеятельностью. Впрочем, не факт, что с принятием нового закона права учеников начнут соблюдаться.

На днях появилась информация, что в Татарстане от чиновников поступают разнарядки в республиканские школы по количеству учеников, которые должны выбрать для изучения в качестве родного татарский язык. По некоторым данным, Минобрнауки РТ поставило перед директорами задачу, что таковых в регионе должно быть большинство. И если в прошлом году татарский выбрали 69% учеников, то в этом году цифра должна остаться примерной такой же.

«Задача эта легла на плечи классных руководителей. Давить на родителей учеников педагогам строго запретили, чтобы не было публичных скандалов с выносом в неподконтрольные СМИ. В республике сильно так называемое Родительское сообщество, готовое поднять шум по малейшему поводу. Действовать учителям приходится уговорами и обещаниями преференций тем, кто выберет татарский. Русскоязычным обещают хорошие отметки и либеральный подход при оценке успеваемости по предмету. Иных рычагов просто нет. Если где-то и происходит давление, то это личная инициатива внутри конкретного учебного заведения», — написал по этому поводу анонимный Telegram-канал «Татарская якудза» со ссылкой на свои источники.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.08.2018 19:05
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх