Законопроект об образовании муниципальных округов в Госсовете Татарстана вызвал возмущение президента Миннинханова. Так же он показал, что большинство парламентариев республики не знают федерального законодательства.
25 сентября, сразу после обращения президента Татарстана к Госсовету, воодушевленные пламенной речью депутаты пошли заниматься законотворчеством. В повестке дня было 23 пункта, а времени на их рассмотрение оставалось немного. Глава республики выступал почти час, а начал он в 10.00. До конца рабочего дня парламентарии планировали проводить Геннадия Емельянова в Совет Федераций, утвердить в должности министра сельского хозяйства и нового главу Татмедиа. И еще по мелочи: поговорить о бюджете, утвердить прожиточный минимум для пенсионеров в 8232 рубля и придумать, как после этого не оказаться на последнем месте в ПФО. В общем, дел было много, и все они важные. Да и присутствие высшего должностного лица республики добавляло нервозности в рабочий процесс.
Все шло своим чередом, пока слово не взял Альберт Хабибуллин. Комитет по госстроительству и местному самоуправлению подготовил проект закона об образовании муниципальных округов. На федеральном уровне поправки в действующее законодательство были внесены еще в мае 2019 года. Согласно им, любой субъект федерации, и республика Татарстан в том числе, имеет право на образование муниципальных округов по аналогии с городскими, только в сельской местности. Принципиальное отличие одно — для жителей глубинки продолжают действовать льготные тарифы, сохраняются программы «Земский доктор» и «Земский учитель». При этом, все полномочия органов власти сельских поселений переходят в округ, вместе с бюджетом.
Предложенный Хабибуллиным законопроект должен был привести республиканское законодательство в соответствие с федеральным. Закон хоть и наделяет регионы правами образовывать муниципальные округа, но делать это не обязывает. По пути, предложенному Госдумой, пошел Пермский край. Возможность реформирования административных единиц всерьез рассматривает Удмуртия. Так что, РТ в этом плане первопроходцем бы точно не стала.
Но формальный, на первый взгляд, вопрос сначала встретил непонимание и у депутатов, и у президента Миннинханова. Все не могли понять, что такое муниципальный округ и что он дает. Глава республики даже подумал, что это еще одно звено в цепочке многоуровневого управления: от сельского поселения до высших структур власти. Он так и сказал: «У нас есть районный уровень, поселенческий. Теперь внутри последнего еще один уровень, что ли?».
Альберт Хабибуллин попытался спутанно попробовал объяснить, но видимо оратор он так себе и его снова никто не понял. Тут на помощь коллеге пришел бывший глава ЦИК Экзам Губайдуллин. Он заявил, что федеральный закон делает легитимным «начало развала муниципальных образований». После этого началось самое интересное. Рустам Нургалиевич рвал и метал. Хабибулину досталось по первое число. Прошедший все согласования в комитете был объявлен непродуманным, а его создателю поставлено на вид, что прежде чем предлагать подобные новшества, надо советоваться. Конечно, с появлением муниципальных округов и чиновников меньше станет, и бюджет пилить не так удобно. Аргументация в пылающей праведным гневом речи Миннинханова была железная: при поселенческой модели люди пешком до власти с проблемами ходят. Тут его можно понять. Дороги в Татарстане не очень. Чаще своими ногами пройти проще, чем проехать. Да и с общественным транспортом часто проблемы возникают. То сломается, то вообще с целым поселком сообщения нет. С селом Ильчевское, например. А там тоже люди живут. В тот момент Рустам Нургалиевич еще не знал, что гражданам Татарстана и до Москвы дойти не проблема. До председателя СК Бастрыкина люди дошли. Не пешком, наверное, на поезде, но теперь дорогу знают.
Группа депутатов Госсовета Татарстана внесла в парламент региона поправки к Конституции республики, которые предусматривают изменение наименования высшего должностного лица.
А татарстанский президент продолжал критиковать новый законопроект. « Откуда Вы такое выдумали?», - поинтересовался он у главы профильного комитета. Узнав, что это федеральный закон, Рустам Нургаливич очень удивился. Спросил, как Госдума такое принять смогла без учета мнения Татарстана? А дальше и вовсе заявил: « Мы не можем соглашаться с каждым принятым законом. Пусть нас накажут за то что мы не согласны. Пусть на нас в суд подадут».
Слова Рустама Миннинханова выглядят очень странно. Выходит, что если закон РФ нравится, его можно исполнять. А если пришелся не по душе, то и слышать про него никто не хочет. И неоднозначно выглядит реверанс в сторону Президента России и федерального центра. Напомним, в обращении к Госсовету Миннинханов рассыпался в благодарностях за решение присвоить празднованию 100-летия Татарстана статуса праздника федерального значения, и как следствие, дать федеральных денег. Получается, что как у федералов деньги брать, так пожалуйста, а как федеральные законы исполнять, так сразу избирательный подход. Странная позиция.
Непонимание сути закона о местном самоуправлении тоже выглядит неоднозначно. В июне 2019 года в Иннополисе собирались главы регионов ПФО. Был там и президент Татарстана, и председатель Госсовета Фарид Мухаметшин. В числе прочих, обсуждалась и возможность образования субъектами федерации муниципальных округов. Глава Удмуртии Алексей Праслов с выкладками по его республике подробно объяснил присутствующим суть нововведения. Интересно, почему это стерлось из памяти сразу двух чиновников высшего уровня Татарстана? А законопроект отправили на доработку.